среда, 27 октября 2010 г.

Культурное влияние и признание

Сериал «Друзья» — один из наиболее популярных комедийных сериалов 1990-х годов, внёсших свой вклад в поп-культуру, оказавший влияние на английский язык, моду, музыку и экономику. Так, многие шутки стали цитировать. Например, коронная фраза Джо Триббиани, с которой он начинал знакомство с очередной девушкой — «How you doin’?» (аналогов в русском языке не имеет. Буквально: «Как поживаешь?») — эту фразу, повторяя интонацию героя, говорят друг другу при встрече или при попытке познакомиться с девушкой. «Друзья» стали брендом, широко используемым для продвижения фирменной продукции. По мотивам сериала была создана компьютерная игра.

Наиболее близкие по духу и затронутой теме аналоги «Друзей», по мнению специалистов, другие известнейшие американские постановки: «Беверли-Хиллз, 90210», «Сайнфелд» и «Frasier» . Сериал «Сайнфелд», ставший важной вехой в истории телевидения, открыл новый жанр ситкома. В нём также была раскрыта тема дружбы и сложных взаимоотношений внутри группы молодых людей, ищущих себя в этой жизни. Семейные отношения и работа уходят на второй план — на переднем плане лёгкие юмористические диалоги, в духе «перебрасывания мяча» (fastball dialogue). Однако он был ближе к жанру stand-up comedy (импровизационное юмористическое выступление со сцены), тогда как «Друзья» относятся скорее к классической мыльной опере. К 1994 году «Сайнфелд» оставался на пике популярности, таким образом зрительская аудитория и творческая группа «Друзей» были хорошо подготовлены к успеху в США.

Феномен «Друзей» и сериала «Сайнфелд» серьёзно повлиял на социологию позволив учёным ввести в научный обиход новый термин «urban tribes» (что приблизительно можно перевести как «городское племя»). Сообщество молодых людей объединенных дружескими узами — те кто только получили высшее образование, живут отдельно от родителей и не зависят от политики и церкви. Их «квази-семьи» такие же как они сами, ищущие на свой страх и риск место под солнцем. В 2004 году американский социолог Итан Уотерс по итогам своих исследований опубликовал книгу «Urban Tribes: Are Friends the New Family?» («Городское племя: Друзья или Новая семья?»).

Исследования первых восьми сезонов филологами Университета в Торонто показали влияние, которое оказал сериал на современный английский язык. Так до сериала наиболее популярными речи вспомогательными словами усиливающими эмоциональную окраску использовались наречия «very» или «really», под влиянием речи героев сериала более популярным стало наречие «so». Причёска Рэйчел, придуманная стилистом Дженнифер Энистон стала популярна у многих женщин и даже получила собственное название «Рейчел».

Дженнифер Энистон — удостоенная премии «Золотой Глобус» за роль Рейчел Грин в сериале. Считается, что она сделала наилучшую карьеру среди всех исполнителей главных ролей

Сериал повлиял также на культуру употребления и объёмы продаж кофе. Первые кофейни компании Starbucks в Нью-Йорке открылись в тот же год что и начались премьерные показы «Друзей». Иранский бизнесмен Мохтаба Асадин использовал идею и дизайн кафе «Центральная кофейня» решив открыть в 2006 году франшизу Central Perk. Сеть кофейных заведений работает в 32 странах мира, а на открытие первого заведения в Дубаи приехал Джеймс Майкл Тайлер (Гантер), где он немного поработал за стойкой кафе.

Сериал упоминает и цитирует, а также сам вызвал подражания, цитировался и пародировался во многих фильмах и телевизионных передачах. Так в двенадцатом сезоне сериала «Она написала убийство» прямо пародируются «Друзья». Джессика Флетчер расследует преступление связанное с вымышленным сериалом Buds — отсылка к «Друзьям». Появление в «Эпизоде с двумя частями» приглашённых звёзд Джорджа Клуни и Ноя Уайла в роли докторов — прямая отсылка к сериалу «Скорая помощь».

На волне успеха «Друзей» в США и Великобритании появились такие сериалы как «Coupling», «Two Guys, a Girl and a Pizza Place» и другие, оценённые как явное и довольно слабое подражание классике.

Сериал получив значительную международную популярность стал также и значимым кросс-культурным феноменом. Во многих странах мира появились клубы и интернет-сайты поклонников сериала. Сериал стал предметом социологических исследований по влиянию иноязычного телевидения в неанглоязычных странах.

Марта Кауфман в интервью иронично отзывалась о многочисленных научных исследованиях посвящённых её детищу: «Мы только хотели создать сериал, который нам будет весело смотреть», а Дэвид Крейн добавил «Это всего лишь шоу».
Главная страница

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рейтинг блогов
Рейтинг блогов